ФИНЛЯНДИЯ-ШВЕЦИЯ:
НА ПАРОМЕ С МАШИНОЙ

Маршруты большинства своих поездок в Европу я почти всегда  прокладываю через Финляндию — мой личный опыт прохождения границы Белоруссия-Польша (затраченное время, очереди, придирки польских и белорусских таможенников) достаточно негативный.  А добрашись через Финляндию до Стокгольма, за один день можно доехать и в центральную Европу, и в Скандинавию. 
Но есть в этом маршруте одно звено, которое вызывает некоторое замешательство и тревогу у наших автотуристов — это переправа на пароме из Финляндии в Швецию (и обратно). Я сужу об этом по тем вопросам, которые довольно часто задают  мне наши автопутешественники на площадках перед регистрацией на паром. В этой заметке я попытаюсь их обощить и ответить на них.

Итак, между Финляндией и Швецией есть 3 паромные линии: Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, Турку-Стокгольм-Турку и Вааса-Умео-Вааса. Последняя линия довольно специфическая и ее рассматривать не будем.

Для поездок в Швецию и далее в радиусе 500-600 км от Стокгольма более всего подходят паромы Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки, а вот если нужно ехать дальше, то я предпочитаю Турку-Стокгольм-Турку и вот почему. 
Паромы из Хельсинки отправляютя в 17-17.30 и прибывают в Стокгольм в 9-9.30 утра. Это позволяет с не спеша осмотреть паром, изучить магазины, поужинать — в общем, отдохнуть, и утром выспасться и неспешно позавтракать до прихода в порт.
Если же впереди еще довольно долгий путь, то  я предпочитаю линию Турку-Стокгольм-Турку: паромы отправляются в 20-20.40 (между Хельсинки и Турку всего 160 км и график движения на автомашине в принципе один и тот же) и прибывают в Стокгольм — в 6-6.30. Эти «выигранные» три утренних часа очень кстати. Да и стоимость билетов на паром этого маршрута по-меньше.

На этих двух паромных линиях (Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки и Турку-Стокгольм-Турку) работают две конкурирующие между собой компании — Vikilng Line и Silja Line: каждый день утренний и вечерний рейс . Каждый день  Конкуренция между ними настолько жесткая, что на государственном уровне было заключено соглашение, что на каждой линии паромы ходят с интервалом в 20-30 минут. Сначала отправляется паром Silja Line, за ним — Viking Line. 
Если сравнивать стоимость билетов (автопакет машина+каюта 4 места) то на линии Турку-Стокгольм-Турку у Viking Line цены немного по-ниже. Кроме того, на паромах этой компании есть совсем дешевые каюты на палубе под машинным отделением, правда там туалет и душ в коридоре.

Терминалы в Турку

Терминалы Viking Line (GPS N60°26′ 6.94″  Е022°13′ 54.87″) и Silja Line (GPS N60°26.035′ E022°13.185′) (указаны GPS-координаты площадок регистрации с машинами) находятся практически рядом, но подъезжать к ним надо с разных сторон и сорентироваться, особенно в темноте, не просто. Вот схема расположения терминалов и подъездов на регистрацию машин с пассажирами. 

Здания терминалов отгорожены заборами от площадок регистрации с автомашинами. И если есть необходимость перед тем, как встать в очередь на регистрацию, посетить, например, туалет, то лучше сначала подъехать к зданию терминала, а потом уже ехать в очередь на регистрацию. Пешком с площадки до здания терминала идти около километра. 
Регистрация начинается за час-полтора до отправления парома.  

Процедура регистрации проста до предела: подъезжаешь к будке, подаешь в окошко паспорт и распечатку электронного билета. Или хотя бы клочок бумажки с номером брони.  По правилам могут спросить еще техпаспорт на машину, но уже несколько лет я с этим не сталкивался. Если распечатки нет (забыли, потеряли) то лучше еще до регистрации спокойно подъехать к зданию терминала и там на стойке информации по паспорту получить распечатку — в будке у них это не всегда получается.

Из окошка вам выдадут специальную бирку, которая вешается на зеркало заднего вида — чтобы служащие видели в какую группу машин (по высоте) направить вашу,  а также карточки-ключи от каюты и карточки для прохода на ужин и завтрак (если они предварительно оплачены).

Далее машины по сигналам служащих выезжают на площадку погрузки и становятся там в несколько рядов в соответствии с указаниями. 
Здесь придется подождать минут 30-40, пока подойдет паром.  На площадке можно выходить из машин и даже, соблюдая осторожность (по площадке двигается много cпециального транспорта), пройти по-ближе к пирсу, чтобы посмотреть подход и швартовку парома.
После того, как из прибывшего парома выгрузятся автомашины, по сигналу служащих происходит погрузка. Следуя указаниям паркуете машину.

Далее забираете нужные вещи из машины — во время движения к машине доступа не будет — и идете к ближайшему выходу к лифту.

        • Каюты на пароме, за исключением люксовых, очень тесные, крупные вещи там поставить трудно. Поэтому для парома я собираю обычно отдельно небольшую сумку с самым необходимым. 

Перед тем, как зайти к лифтам, запомните номер палубы и на какой стороне (по отношению к носу судна) лифт, к которому вы пошли. 

Запомните номер лифта .

Когда подниметесь на свой этаж, не спешите — осмотритесь и сориентируйтесь, запомните где находится лифт, на котором вы поднялись — так будет проще потом спуститься прямо к машине. Потому что лазать между ними на палубе не очень удобно — машины стоят плотно.

Не ставьте машину на сигнализацию, чтобы она не «разоралась» в море от качки и не посадила аккумулятор — достаточно просто закрыть ключом.

Терминалы в Хельсинки

Терминалы Silja Line (GPS 60.159799, 24.960990) и Viking Line  (GPS 60.165356, 24.974250) находятся на противоположных берегах бухты Южного порта (указаны координаты площадок для регистрации с автомобилем). Подъезд к самому Южному порту промаркирован знаками от свъезда по трассе в город и до самого порта. 

Единственная «тонкость» — уже в непосредственной близости от порта нужно внимательно смотреть указатели на Южный порт, чтобы не уехать в Западный (там тоже есть терминал Silja Line). Оттуда ходят паромы в Таллин. Но даже если это произойдет — ничего страшного, Южный порт в 15 минутах езды от западного.

Соответственно и подъезжать к терминалам нужно с разных берегов бухты (обозначены подъезды на регистрацию с машиной)

Процедура регистрации и посадки аналогична той, что в Турку. Везде есть указатели и служащие, показывающие что нужно делать.

На пароме

На паромах довольно запутанная система нумерации кают, поэтому я, найдя свою каюту, запоминаю путь от нее к ближайшему лифту, а потом, поднимаясь на другие палубы, запоминаю где на них находится именно этот лифт (их на пароме много) — тогда, спустившись на свою палубу, быстро находишь каюту.

Питание 
На пароме все магазины и рестораны открываются только с момента отхода судна. На каждом пароме есть так называемый «буфет» — большой ресторан, работающий по принципу «шведский стол». Ужин в нем стоит около 30 евро. Меню нормальное — с десяток закусок, сыры, морепродукты, овощи, 1-2 первых блюда, 3-4 вторых, кондитерка, мороженное, фрукты и т.д. В стоимость включено так же пиво, красное и белое сухое вино (в розлив), соки, вода, чай, кофе. Другой алкоголь не подается  и за деньги заказать тоже нельзя. Официанты знают, с кем имеют дело, поэтому с собой приносить не стоит. 

Этот ресторан работает в две смены (время обозначено на карточках): одна смена — первые полтора часа, затем вторая. На карточках обозначены и столы. Поэтому, если у вас ужин в первую смену —  не стоит задерживаться в каюте — ресторан открывается в ту же минуту, как только трогается паром. 
Оплатить ужин в «буфете» можно при покупке билета — тогда при регистрации вы получите специальные карточки, но можно и оплатить непосредственно на борту. Но при оплате «на месте» может возникнуть одна проблема: в этом «буфете» кормят многочисленные группы туристов. И в пиковое время (например, новогодние каникулы) паром битком набит туристами и в этом «буфете» может просто не окахаться мест. Работает он только до 22.30.   

Но на пароме есть еще два-три ресторана (а на некоторых и больше), где можно нормально поесть за приемлемые деньги. Мы обычно идем в какой-нибудь из них, оплачиваем там «салат-бар» (стойка салатами и другими закусками по принципу «шведский стол»)  и пиво и этого, как правило, хватает.


Но иногда и там приходится подождать, когда освободится столик, поэтому рекомендую, если решите поужинать в одном из этих ресторанов, зарезервировать места при бронировании билетов — денег за это не берут.

Есть еще кафе-самообслуживание, в котором тоже можно как-то поесть — там меню примерно такое же, как в кафе при больших бензоколонках. 

А вот завтракать лучше всего в этом самом большом ресторане-буфете. Набор блюд там стандартный для завтрака в ресторане 3-4-звездного отеля. Но зал ресторана находится на носу парома на 8-й палубе и, если занять столик у панорамных окон, выходящих вперед, заdтрак получится очень красивым несмотря на ранее время (на завтрак поднимают за полтора часа до швартовки, в 5 утра по шведскому времени).

Однако и утром в «буфет» в пиковое «туристическое» время можно не попасть, поэтому завтраки я всегда оплачиваю сразу при покупке билетов (стоимость 1 затрака 15 евро, для детей дешевле).
Но если что-то не сложилось, то есть еще возможность позавтракать в ресторане a la carte или в том самом кафе.
На паромах на маршруте Турку-Стокгольм-Турку, уходя на завтрак учтите, что пока вы будете в ресторане, служащие уже могут начать уборку кают — снимать белье (у парома на этом маршруте очень короткие стоянки). Поэтому сумочки, барсетки и т.д. лучше взять с собой.На маршруте Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки такой спешки нет и никто в вашу каюту во время завтрака не полезет. 

Магазин Duty Free
Магазин безпошлинной торговли на борту работает только в нейтральных водах: вечером — с момента, когда паром пересечет границу Финляндии, и немного утром — до пересечения границы Швеции. Выбор парфюма, алкоголя, сигарет, кондитерки обычный. Цены по-выше, чем в Duty Free наших аэропортов, но не сильно. Зато они значительно ниже, чем на земле (в ЕС). Поэтому мы обычно не нарушаем норму провоза напитков при въезде в Финляндию по земле, а пополняем запасы на пароме 🙂

В дьюти-фри есть одна необычность: специфика маршрута, контингент и короткое время работы заставляет делать вот такие «заготовки» для тех, кто прибежит утром. 

На всех паромах бывают дискотеки, а на некоторых (больших, преимущественно на линии Хельсинки-Стокгольм) богатая развлекательная программа вплоть до цирка, концертов и т.д. 

Но водителям — спать! 🙂 

Утром, если будет светло и хороша погода, рекомендую подняться на верхнюю палубу и оставшееся время полюбоваться шхерами, через которые паром проходит к Стокгольму.

Выгрузка
Доступ к машинам открывается за 40 минут до швартовки. Об этом объявляют по радио, в том числе и по-русски. Но спешить совсем не обязательно. Вполне достаточно начинать спускаться на автопалубу минут за 10-20 до прибытия в порт. Вспомните лифт, на котором вы приехали, и идите к нему. Если не повезет, и нужный лифт окажется совсем занятыми — вся огромная пешая туристическая тусовка ломанется на лифтах на 5-ю палубу, откуда осуществляется пеший выход на треминал к их автобусам, которые их ждут в порту, не волнуйтесь: поищите ближайшую лестницу вниз — спустится вниз 3-4 пролета с небольшой сумкой (помните про сумки?) не трудно. 

Выгрузка, как и погрузка, происходит довольно быстро.
Внимание! В Стокгольме, и особенно в Турку, часто проводится 100% «продув» водителей. Это нужно учитывать вечером. Если трубка «сработает» — это гарантированно потеряный день в полицейском участке, нехилый штраф. И скорее всего, заберут права, что тоже может добавить проблем. 

Терминалы в Стокгольме

В шведской столице терминалы паромных компаний Silja Line (GPS 59.349329, 18.110336) и Viking Line (GPS 59.516988, 18.093569) (даны координаты площадок регистрации с автомашинами) находятся практически в разных концах города, причем путь от одного к другому лежит через исторический центр Стокгольма с его узенькими улочками, забитыми машинами, туристическими автобусами и людьми. Поэтому лучше не ошибаться и сразу подъезжать к нужному терминалу. 

Проезд к терминалу Silja Line не очень прост, лучше довериться навигатору и не спешить. 

При заезде на регистрацию слева будет большая  парковка. Если нужно подождать или есть время и вы хотите погулять, необходимо подойти к автомату оплаты парковки просто  нажать кнопку выдачи билетика — без денег. Он выдаст билет, который позволяет стоять на этой парковки час и его нужно оставить на торпедо под стеклом так, чтобы было видно отпечатанное время. Иначе через 15 минут выпишут штраф.  

При заезде на регистрацию на терминале Viking line нужно при подъезде держаться левого ряда, следить за указателями и не проскочить карман, из которого по стрелке поворот налево на площадку регистрации — он не очень заметный. 

Но если все же проскочили поворот, проезжайте прямо и метров через 300 левым поворотом под стрелку съезжайте на площадку перед зданием терминала, разворачивайтесь и двигайтесь обратно к нужному повороту.

Регистрация и погрузка на паром происходит таким же образом, как и в Турку или Хельсинки. 

В заключение хочу сказать, что в Стокгольм можно также попасть и на паромах из Санкт-Петербурга, Риги и Таллина. 

Из Санкт-Петербурга нет смысла — получается очень долго и не удобно по времени прибытия (если ехать дальше).

Паромами из Риги и Таллина я не пользуюсь по трем причинам. Первая — дорога в Ригу и Таллин мне кажется более трудной и долгой, чем по Е-105. Вторая причина — и тот, и другой приходят в Стокгольм около 10 утра — 3 часа с утра для езды потеряны. И последняя — по-дороже получается. 

Удачных путешествий!