11.05.2017

ВСЕ ДАЛЬШЕ В МОРЕ

На эти острова — Ролвсойя (Rolvsoya) и Ингойя (Ingoya) на самом севере Норвегии я заглядывался давно. Они далеко выдвинуты в Норвежское море и, примерно представляя пути нерестовой миграции скрея и глядя на карту глубин, можно было предположить, что в этом месте он проходит максимально близко к берегу и весенняя рыбалка может оказаться весьма интересной. Поэтому, когда стало известно, что на Ролвсойе в местечке Туфьорд (Tufjoard) появилась рыболовная база (Tufjord Brygge), естественным желанием было туда попасть. Что мы с моим напарником по рыбалке Сергеем Мартыновым и сделали. И ни минуты не пожалели.


ЛОКАЦИЯ.

Как я уже сказал, острова — Ролвсойя и Ингойя находятся на крайнем норвежском севере и далеко выдвинуты в море.


МАРШРУТ.

Работа с картами и моим любимым планировщиком ViaMiсhelin показала, что большая часть маршрута совпадает с обычным маршрутом на Нордкап и нам хорошо знакома (http://fishingroads.blogspot.ru/2014/08/blog-post_24.html). И только в местечке Олдерфьорд (Olderfjod) нужно будет свернуть на незнакомую дорогу и проехать по ней около 100 км до городка Хавойсунд (Havoysund), откуда паромом переправиться на остров Ролвсойя.

Общая длина маршрута «от дома» до парома составила почти 2700 км. Если ехать «по земле», то получался довольно напряженно: в первый день нужно было «тянуть» около 1700 км, чтобы на второй оставить 1000 км. причем из них километров 300 по горным серпантинам. Поэтому естественным решением было воспользоваться финским поездом, на который можно грузить и машину. 

Тем более, что по деньгам на поезде получалось даже выгоднее: билет машина+2 человека стоил 200 евро, а «по земле» бензин + отель получалось около 250 евро.   
Наиболее оптимальным  маршрутом туда нам показался такой: переезд Москва — Хельсинки (а точнее до терминала на станции Пасила), далее ночь на поезде от Хельсинки до Колари, и на следующий день 540 км от Колари до Хавойсунда (на карте синий пунктир — часть маршрута, которую мы проехали на поезде).

Надо сказать, что выбор поезда отчасти был вынужденным. Дело в том, что для перевозки автомашин в Финляндии есть два вида платформ:
— платформа GFOT: на нижнем, крытом, ярусе позволяет погрузить 10 автомобилей высотой до 165 см, на верхнем (открытом) — две автомашины высотой до 205 см, две — до 230 см и одну — до 260 см.
— платформа HCC: оба яруса крытые, с освещением и вентиляцией. На верхний ярус помещается до 6 автомашин высотой до 184 см, на верхний — до 6 автомашин высотой до 204 см.

У нас высота автомашины с боксом на крыше была 212 см, таким образом нам подходил только вагон GFOT. А они есть только в двух поездах: Хельсинки-Оулу и Хельсинки-Колари. Поэтому поезда до Рованиеми нам не подходили.

Дальше было все привычно: трассы М10 и «Сандинавия» все хорошеют — от Москвы до Торфяновки мы без нарушения правил доехали за 9,5 часов. И аплодирую стоя создателям ЗСД в Питере.

В маршруте на остров Ролвсойя есть еще одна тонкость. Это паром Хавойсунд-Гуннарнес (паромный терминал и одноименный поселок на острове). Он не ходит по субботам вообще, а в воскресенье из Хавойсунда только одни раз в 16.30. 

Поезд прибывает в Колари в 10.30 утра, но нужно еще время на разгрузку машины (минут 30-40). Поэтому успеть в воскресенье на этот паром проблематично: даже с учетом разницы во времени (+1) с Норвегией, получается 6 часов на 550 км, а по ходу два участка горного серпантина в общей сложности километров 250 т и тошнящие граждане со снегоходами на прицепах, возвращающиеся после уикэнда домой. 
Поэтому мы заранее забронировали через booking.com отель Havoysund & Rorbuer в Хавойсунде с бесплатной отменой брони за 2 часа до заселения, а время заселения поставили 22 часа. Таким образом, если мы опаздывали на паром в воскресенье, то ночевали в Хавойсунде и утренним паромом (8 утра) в понедельник переправлялись в Гуннарнес. Если успевали на паром — у нас оставалось время аннулировать бронь

На паром мы не успели. Мы опоздали на 6 минут (!) на плече 550 км :). Хотя погода была приемлемая и даже по незнакомому мне серпантину (от Олдерфьорда) я смог проехать довольно быстро. 

Осознав это, мы неспешно заселились в отель, перекусили в местном кафе и немного осмотрелись. 

Городок небольшой, состоящий практически из одной улицы. Но есть судоверфь и традиционно — рыбзаводы.

Паромчик совсем не большой, на 5-6 машин. 

Весной это не проблема, хотя, говорят, и в это время по пятницам вечером бывает аншлаг. А вот если ехать летом, это надо этот момент учитывать — приезжать по-раньше, ставить машину на линию и можно идти гулять по-поселку. Погрузка происходит задним ходом. 

По маршруту паром сначала идет на остров Ингойя, потом на Ролвсойя. Это чуть больше часа. Но если пассажиров на Ингойю и на самой Ингойе нет, то паром срезает путь и идет прямо на Ролсвойя — это около получаса. Так что переправившись в понедельник утром, при желании, можно разместится на базе и часов 6-7 спокойно успеть половить . 

Острове Ролсвойя небольшой, соответственно и «населёнок» только две: соединенные между собой асфальтовой дорогой два поселка Гуннарнес, около которого и находится паромный терминал и в котором есть единственный на весь остров магазин, и Тьюфьорд (Tufjord), где находится несколько рыбзаводов, 

с десяток домов и цель нашей поездки — рыболовная база Tufjord Brygge. 

Рыболовная база Tufjord Brygge небольшая и совсем «молодая», по сути 2017 год их первый полноценный сезон. Хозяева — норвежцы Сисс и Руне Хейди (Siss и Rune Heidi). Предлагается 5 апартаментов (отдельный двухуровневый коттедж и рорбу) по 2-3 спальни (к июню будут еще) и 6 лодок (максимально по 4 человека). Отдельно стоит административное здание. Инфраструктура как обычно: за каждый апартементом закреплен напольный морозильник, есть разделочная и т.д. 

Лодки до этих пор мне были не знакомы — большие, алюминиевые, литовской фирмы G&M Boats. Длина 6 м, грузоподъемность (с мотором) 900 кг. Лодка остойчивая и просторная, можно спокойно ловить вчетвером. Моторы — четырехтактники Tohatsu 75. Мощности более чем достаточно. Баки стационарные, 80л, заправляются через горловину в корпусе

В лодках установлены картплоттеры, совмещенные с эхолотами. Все приборы работают — обороты, уровень топлива и т.д. Есть спас-жилеты, якорь, канат, сигнальные ракеты. 

А вот багориков нет — это нужно иметь в виду.  

Бензин на острове дорогой (как, впрочем и везде на островах). На момент нашего приезда стоимость было 22 кроны/литр — это почти 2,5 евро литр. Впрочем, примерно так же было и на Сенье, и на Соройе.
АЗС на острове нет. Всех — и население, и рыболовные суда с рыбзаводов, снабжает топливом хозяин базы Руне — у него что-то вроде мини нефтебазы. Видимо, это его основной бизнес.

На пирс подается вода под давлением — после рыбалки легко помыть лодку


РЫБАЛКА

Вход в море довольно сложный, нужно быть внимательным и следить как за створными знаками, так и за глубиной.

Нам очень повезло с погодой — все 5 дней рыбалки ветер был 3-4 м/сек, а один день — и вовсе полный штиль.

Это позволило хорошо «облазать» акваторию («спалив» 250 бензина). 

Как я уже говорил, у меня было предположение, что скрей проходит к Лофотенам и обратно рядом с  островами — недалеко от берега начинаются подходящие глубины 100-300 м (красная линия на карте — начало глубин от 100 м). Карту глубин акватории большого формата (пригодную для печати размером 2 м по длинной стороне), можно скачать здесь https://yadi.sk/i/80CKRJC23HzHzG

Но действительность оказалось еще интересней: по словам Руне, у юго-западной оконечности острова находится нерестилище скрей.

Правда, на время нашего пребывания нерест уже закончился и скрей отошел на 100 м и глубже, но, пос словам Руне, туда подошла некрупная сайда (видимо, не просто так — икра, мальки), а под ней может быть хорошая рыба. Поэтому начать мы решили оттуда.

Сайда действительно была. И не просто была — она плотно заполнила половину толщи воды. Я много раз ловил под стаями сайды и знаю, как их пробивать. Но это был особый случай: сайда вешалась по 2-3 шт на каждый крючок тройника самого крупного пилькера и умудрялась схватить в рот все тройники 900-граммовой гигантской джиг-головки!

В общем, все попытки ее пробыть были тщетны. И если кто-то и был под ней, мы об этом не узнали. Зато обеспечили себя наживкой для ловли зубатки. Но в марте, перед и во время нереста скрея эти места более чем перспективны. И рядом с базой.

Как я уже сказал, скрей уже отошел на глубину — промысловики дружно ловили его ярусами и «лебедками» на глубине 200-300 м. 

У нас были обычные катушки и перспектива таскать скрея с двухсот метров нас как-то не вдохновляла, даже несмотря на то, что рыба уже была некрупная, до десятки — основной косяк, видимо, уже сдвинулся в баренцуху. Мы решили поискать ближнюю границу рыбьей стаи и двинулись вдоль берега, просматривая на эхолоте глубины до 100-130 м. Надо заметить, что на этих лодках очень грамотно стоит датчик — даже на полной скорости эхолот не сбивается.

Через некоторое время картина обрисовалась: в нескольких местах скрей «выходил» на глубину около 100 м.   Где мы его и половили

Рыба была голодная и клев очень жадный, поэтому было довольно много забагренной рыбы: атакуя и промахивалась, она напарывалась на крючки и даже на тройники гигантских джиг-головок.

Для полноты картины прошлись и по «мелководью» (40-70 м) — там в нескольких местах было засилье мелкой трески, которая бросалась на все, что падало на дно

Последний, четвертый день рыбалки мы посвятили поискам зубатки. Нашли довольно быстро — на каменистом платно от 50 до 80 м ее было достаточно много, правда некрупная

Ловили на донные оснастки на наживку (куски филе сайфды) с крючком-двойником (чтобы за дно не цеплялся)

СНАСТИ И ОСНАСТКИ

Вновь, как и три недели назад на Сенье, вне конкуренции были пилькеры двумя крючками и со смещенным крючком («незацепляйки»).

Для ловли гигантскими джиг-головками  была не очень подходящая погода: дрейфа почти не было и виброхвосты не «играли», да и акватория без дрейфа не пролавливается.

Палтус. по словам промысловиков, уже активизировался, но в этих местах держится пока на глубинах около 200 м. Мы сделали несколько попыток, протащив джиг-головку, за отсутствием дрейфа, троллингом, но безуспешно.

Зубатка уверенно брала на донные оснатски для ловли «на стук» https://norway-fishing.ru/dogfish-fishing/,  тоже очень жадно, «взаглот».

Камчатский краб у Ролвсойя тоже уже есть. но сейчас не время: он на глубине и его не ловят даже промысловики. 

Так получилось, что в этой и предыдущей поездках мы протестировали сразу несколько «палок» и костюм-поплавок. Мини-отчеты — здесь http://seatackles.blogspot.ru/


ДОРОГА ДОМОЙ

В обратном маршруте у нас тоже был задействован поезд из Оулу до Хельсинки. В принципе, если бы был ранний паром, можно было бы доехать до Оулу одним днем — от Хавойсунда это примерно 850 км. Но в субботу паромов вообще никаких нет, а задерживаться дольше нам было нельзя. Поэтому мы покинули Росвсойю на пароме в пятницу во второй половине дня, доехали до Альты и там заночевали. А в субботу, спокойно проехав 680 км до Оулу, погрузились на поезд и в 7 утра в воскресенье прибыли в Хельсинки, а поздно вечером были в Москве.

На таможне ничего не изменилось — провозить сырые продукты, в т.ч. рыбу, по-прежнему нельзя. Но если очень хочется, в разумных объемах и хорошо попросить…

В целом впечатление и от рыбалки, и от проживания очень хорошее. Есть, конечно, большая зависимость от погоды — в шторм из фьорда носа не высунешь. Зато в хорошую погоду всё «под рукой»: до самых дальних точек 15-20 минут ходу. И есть ощущение, что в марте половить крупного скрея у Росвсойи очень даже возможно.

Очень хочется побывать там во второй половине лета — что-то подсказывает, что палтуса там не мало…

Tight lines!