21.-07.2019

 

НА СЕВЕР НОРВЕГИИ:
АВТОМОБИЛЬ VS САМОЛЕТ

Популярность морской рыбалки в Норвегии растет. Cовершенствуются базы, появляются новые сервисы и возможности для отдыха и рыбалки. А самые большие уловы и трофейные размеры рыбы — по-прежнему на крайнем севере, поближе к Нордкапу — самой северной точке Европы.
У рыболовов-туристов из России наиболее популярным и бюджетным способом туда добраться считается автомобиль. Но иногда, по ряду причин, выбирается авиа сообщение. Вот мой, не очень большой, опыт такого перелета.

Итак, два пути на норвежские «севера»  — на автомашине и на самолете.

На машине из центральной России маршрут, как правило, проходит через Санкт-Петербург и Выборг, далее по Финляндии (через Лапландию) в северную  Норвегию, в провинцию Финмарк. У поездки на автомашине  несколько плюсов: бюджетно (по сравнению с самолетом), можно взять с собой много всего необходимого (на самолете дополнительный багаж довольно дорого стоит). Да и на месте машина часто бывает нужна — не всегда коттеджи находятся прямо у пирса. Плюс еще и в том, что в Финляндии можно запастись продуктами  (кухни в коттеджах хорошо «упакованы» и рыболовы, как правило, готовят еду сами.  
Минус – поездка займет в один конец два дня с ночевкой в Финляндии (если, конечно, не «гнать» в несколько рук, но это сомнительное удовольствие). 

Сократить пробег на автомашине километров на 600 и тем самым снизить усталость от вождения, можно, заменив ночевку в отеле на проезд ночным поездом вместе с машиной от Хельсинки или Тампере до Лапландии (до Оулу, Рованиеми или Колари) http://fishingroads.blogspot.com/2018/02/blog-post_23.html

На самолете можно добраться за «длинный» один день (вылет ночью или ранним утром), но с обязательными стыковками, причем их может оказаться от одной до четырех-пяти. 
На крайнем севере Норвегии практически в каждом более или менее большом населенном пункте есть аэропорт: у самого Нордкапа в городке Ханнингсваг, в городах Альта, Тромсё, Хаммерфест, Хасвик, Сторслет. Рейсы выполняют авиакомпании SAS или Wederoe, самолеты которой залетают в «каждую деревню». 

В качестве примера — мое недавнее путешествие на самолете из Москвы в город Хасвик на острове Соройя и обратно.

До этой поездки я не один десяток раз ездил на рыбалку в Норвегию на автомобиле, в том числе и на Соройю. А вот авиаперелетом воспользовался впервые.

На крайний север Норвегии самолетом можно попасть только из Осло. Поэтому маршрут раскладывается на два этапа: первый — добраться до Осло, второй — от Осло до места назначения.
Из Москвы в Осло есть прямые рейсы («Аэрофлот», SAS). При этом на стыковку с местным рейсом может получиться довольно много времени и даже есть возможность съездить погулять по норвежской столице.
Другой вариант — воспользоваться услугами авиакомпании-лоукостера  AirBaltic и долететь до Осло с пересадкой в Риге. Это будет заметно дешевле, но стыковка уже будет довольно короткой.

От Осло до конечного пункта моего путешествия — городка Хасвик можно было добраться тоже двумя маршрутами: долететь с пересадкой городе Тромсё прямо до Хасвика (подольше) либо  до города Альта и далее 120 км на такси и 1,5 часа на пароме (побыстрее). Второй вариант был значительно дороже и был сразу «забракован».

 Итак, для первой части путешествия я выбрал бюджетный вариант Москва-Рига-Осло, а заодно решил наконец-то «познакомился» с  AirBaltic,  которую мои друзья-рыболовы любят за бюджетность и гуманные тарифы на дополнительный спортивный багаж.

А весь маршрут выглядел так: Москва-Рига-Осло-Тромсё-Хасвик. Четыре перелета примерно по 1,5 часа каждый и столько же на каждую из 4-х стыковок. Вылетев около 4 утра из Москвы, в 15 «с копейками» я был в Хасвике.

Надо сказать, что знакомство с AirBaltic у меня как-то не сложилось: «непонятки» начались еще до полета. Билеты приобретались через интернет у фирмы, найденной  Скайсканером. В них было написано, что мне положено одно место бесплатного багажа весом до 23 кг. Но позвонив в AirBaltic по другому вопросу, заодно выяснилось, что не 23, а 20 кг. Хорошо, что не в аэропорту — пришлось бы доплачивать.
Оплату одного дополнительного места спортивного багажа (рыболовные снасти, 50 евро за 20 кг) сделали тоже через интернет от Москвы до конечной точки и перепроверили звонком в офис авиакомпании в Москве. Но все тоже оказалось не так просто. Как минимум потому. что персонал представительства в Москве не владел вопросом от слова «совсем». 

Продолжились накладки уже в аэропорту Шереметьево: несмотря на то, что я заранее успешно прошел онлайн регистрацию на все рейсы по маршруту и распечатал все 4 посадочных талона. Сначала на стойке регистрации не увидели оплаты самих билетов. Попросили подтверждающую распечатку, но ее, естественно,  с собой не было — билет-то электронный. К счастью, через некоторое время оплата «нашлась», все оформили, в том числе багаж до точки назначения, то есть до самого Хасвика. Выдохнул. 
Но тут «пропала» оплата дополнительного спортивного багажа. Около получаса две сотрудницы авиакомпании «боролись» с компьютером и, по-моему, так и не нашли проблему, махнули рукой и как-то зафиксировали этот мой дополнительный багаж. Зато при этом «слетело» оформление багажа до конечного пункта и теперь мне нужно было его получить в Осло, тащить в зал вылета и снова сдавать. А там, как потом выяснилось, меня ждал «миленький» сюрприз: при повторной сдаче багажа за дополнительное место с меня еще раз «содрали» 50 евро. 


Вывод: нужно иметь с собой все распечатки, касающиеся билетов и багажа: бронь, маршрутные квитанции с оплатой и т.д. «Без бумажки мы — букашки…» (с)

Другая тема: и в Шереметьево, и, как потом выяснилось, в  аэропорту Риги, реакцию «на быстрых нейтронах» вызвал автоматический спасжилет в моем багаже, а точнее, баллончик в нем. Но если в Москве обошлось просто осмотром «опасного предмета» — после «просветки»  прямо при входе в аэропорт жилет заставили вынуть и глубокомысленно посмотрели на этот баллончик размером с сифонный,

то в Риге местные секьюрити при перегрузке багажа (уже без моего присутствия) по-скусывали все замочки на сумке, чтобы ее открыть и посмотреть что это там за баллончик. Правда, честно «признались» в этом, бросив в сумку протокол осмотра и «покусанные» замочки. Жилет и баллончик уцелели, но дальше сумка летела уже без «защиты». 

У AirBaltic на борту абсолютно все платное, ценник совсем не гуманный (как, впрочем, у всех лоукостеров).

Аэропорт в Риге не понравился: самолет «припарковали» где-то на «заднем дворе»: рукава нет, шли по полю, потом пешком по крутой лестнице поднимались на 2-й этаж и долго шли коридорами — ни лифтов, ни эскалаторов, ни тележек. Но это мое субъективное мнение из-за моих «болячек». Однако меньше, чем на 1,5 часа, на стыковку в Риге я бы не закладывался.

В аэропорту Осло до выходов на местные рейсы идти довольно далеко, а, учитывая необходимость получение багажа и его повторную сдачу, пришлось торопиться. Полтора отведенных часа оказались впритык.  

В Осло мой «полетный план» чуть не рухнул. Вылет в Тромсё в последний момент отменили из-за поломки самолета, объявив, что на замену борта потребуется около часа. То есть я мог не успеть на стыковку рейс из Тромсё в Хасвик. Но тут норвежцы сделали чудо: они поставили рядом другой 737-й и за 20(!) минут «перебросили» с одного борта на другой пассажиров, багаж, питание и прочее, хотя самолет был забит битком. Благодаря такой оперативности я не опоздал.

Тромсё — самый крупный город на крайнем севере Норвегии и туда летают достаточно большие самолеты.

 А вот дальше, в небольшие городки, в том числе и в Хасвик (два раза в день), можно долететь только на маленьких турбовинтовых самолетах авиакомпании Wederoe

Они летают между местными городками, как «маршрутное такси», поэтому на пути из Тромсё в Хасвик была еще одна 15-минутная посадка в городке Хаммерфест.  

К сказанному хочу добавить, что на обратном пути в Москву на стыковку в Осло у нас был всего час и это на грани «фола», особенно учитывая, что надо проходить паспортный контроль и там могут быть очереди.   

Бюджет
Что касается бюджета поездки, то вариант с перелетами на самолетах по сравнению с поездкой автомашиной может конкурировать только в случае, если едет (летит) один человек: стоимость билетов в оба конца на самолете в самом бюджетном варианте составит около 50-60 тыс. руб. Примерно столько же будет стоить и поездка на машине в оба конца с «повышенной комфортностью» — проездом части пути с машиной на поезде. Если же едет группа 2 человека и более, стоимость билетов на самолеты  становится несопоставимо выше. 

Хороших путешествий!
А рыболовам — tight lines!