НА ПУТИ В НОРВЕГИЮ:
на поезде с машиной по Финляндии

Популярность финских поездов, на которых можно путешествовать вместе с автомобилем, очень велика как в самой Финляндии, так и за рубежом. «Распробовали» их и российские туристы, особенно те, кто ездит в Лапландию и на север Норвегии. Мне задают много вопросов про эти поезда, потому что на сайте финских железных дорого информация о них дана, на мой взгляд, не очень удачно. Вот я и решил попробовать собрать все. что я о них знаю, в один пост.

МАРШРУТЫ

Поезда Car-carrier train (так в Финляндии называются поезда со специальными платформами или вагонами для автомобилей) имеют, по сути, одно направление: соединяют юг Финляндии (Хельстинки, Турку и Тампере) с четырьмя городами в финском севере: Оулу, Колари, Рованием и Кемиярви. Это обычные ночные поезда, составленне из сидячих и спальных вагонов и останавливающиеся в пути на многих станциях, но только перечисленных выше семи городах есть терминалы для погрузки/разгрузки автомашин.         

Всего есть 7 маршрутов: 

Хельсинки (Пасила) — Рованиеми (через Тампере и Оулу)

Хельсинки (Пасила) — Колари (через Тампере и Оулу) 

Хельсинки (Пасила) — Оулу (через Тампере)

Хельсинки (Пасила) — Кемиярви (через Тампере, Оулу и Рованиеми)

Тампере — Колари- Тампере (через Оулу)

Тампере — Рованиеми- Тампере (через Оулу)

Турку — Рованиеми — Турку (через Тампере и Оулу)

Сразу поясню, что такое Хельсинки (Пасила). Пасила — это самая ближняя станция к центральному вокзалу, в пяти минутах езды от него и считается как бы одно единое целое с вокзалом с точки зрения инфраструктуры. Рядом со станцией Пасила находятся огромный стадион и выставочный центр.  Там же построен терминал для погрузки-разгрузки автомобилей.


З
агрузившие машину на платформу пассажиры могут сесть в поезд как на самой станции Пасила, так и на центральном вокзале — если до отхода поезда много времени и захочется погулять по городу

Расписание у них довольно сложное, зависящее от сезона, поэтому лучше всего смотреть его в «первоисточнике»:
https://www.vr.fi/cs/vr/en/night-train-car-carrier-train-timetables-routes

Схемы терминалов во всех перечисленных городах можно посмотреть здесь

https://www.vr.fi/cs/vr/en/car-carrier-train-loading-sites

GPS
60°12’13.4″N 24°55’47.8″E
60.203724, 24.929946

Платформы-вагоны для перевозки автомобилей используются двух типов. И в этом главная «засада» этих поездов. 

Есть более старые открытые платформы GFOT: на нижнем, крытом, ярусе загружается  10 автомобилей высотой до 165 см, на верхнем (открытом) — две автомашины высотой до 205 см, две — до 230 см и одну — до 260 см.

Эти платформы позволят так же перевозить автомашины с катерами на прицепах на верхнем ярусе и автомобили-дома до 7,5 м длиной. Они универсальны, но их, к сожалению, немного. В настоящее время они постоянно поездах Пасила-Оулу-Пасила и вроде бы еще бывают на маршрутах Пасила-Колари-Пасила и Тампере-Коляри-Тампере.  Видимо, их ставят в зависимости от спроса, загрузки, сезона — не знаю. Раньше была информация, в поездах каких номеров эти вагоны курсируют и можно было вычислить нужный поезд, а теперь такой информации нет.

Не так давно появились платформы HCC крытые, с освещением и вентиляцией. Теперь их в этих поездах большинство.

На верхний ярус помещается до 6 автомашин высотой до 184 см, на верхний — до 6 автомашин высотой до 205 см.

Так что, если автомашина выше 205 см, понять, можно с ней проехать в нужный день на таком поезде, получается только «методом тыка», то есть бронируя билеты. Дойдет до оплаты — значит, вагон GFOT и надо быстрее покупать билеты, потому что таких мест мало.

Рано приезжать на погрузку нет смысла — «окошко», в котором проверяют «билет» (лучше иметь с собой распечатку), открывается за полчаса до начала погрузки (на фото — слева). Начало погрузки указано в билете После проверки бумаг машину ставят на парковку или на площадку перед тем пандусом, на который укажет служащий. 

Там же находится небольшое помещение для отдыха с бесплатным чаем и кофе и туалетом (на фото — справа). Оно всегда открыто. 

Небольшой совет: иногда,  в пиковые сезонные нагрузки, к «окошку» на оформление может выстроится очередь  и при подъезде не сразу понятно, что за машины и зачем они стоят. Если проедете мимо них и увидите, что это та очередь, что вам нужна — ничего страшного: проезжайте дальше к падусам, потом левее на выезд с терминала и через несколько сот ветров снова заедете в хвост очереди.

Погрузка автомашин на платформы происходит двумя способами: загоняет сам владелец, тогда на погрузку необходимо приехать примерно за час до отхода поезда (время написано в билете), либо машину загоняет служащий терминала. В этом случае ее можно подогнать заранее, оставить ключи и где-то провести время до посадки на поезд. 
Не забудьте взять из машины то, что вам потребуется в поезде, а главное — распечатки ваших билетов — они понадобятся в поезде

На сигналку машину лучше не ставить — платформы дергаются и она «оборется» и может посадить аккумулятор.

После погрузки нужно пройти метров 300 по указателям на станцию , определиться с платформой и ждать поезда. На платформе размечены зона А, В и С, а на табло — какие вагоны в какой зоне окажутся.

Купе в спальных вагонах маленькие, кровати на двух ярусах. С парой дорожных сумок там не развернуться, поэтому мы в поезд готовим отдельно маленькую сумку со всем необходимым — умывальные принадлежности и т.д. 

«Обстановка» в зависимости от модели вагона немного разная, но принцип один. Две кровати, шкафчик, мини-столик. Иногда его роль играет крохотная выдвижная раковина-умывальник.
В шкафчике приготовлено по маленькой бутылочке воды, пара мокрых салфеток, одноразовые стаканы.  
Минут через 5-10 после того, как поезд тронется, придет контролер и проверит билеты и заработает WiFi. 

В поезде есть вагон-кафе, в котором можно перекусить (2-3 горячих блюда, сэндвичи, разливное пиво, кофе, чай, вода, кондитерка). Нужно только учитывать, что купе тесноватые, а в поезде есть еще сидячие вагоны, поэтому мешкать с походом в кафе не стоит. 

Сразу после посадки по вагонам проходит кондуктор. Ему нужно просканировать штрих-коды ваших билетов, поэтому не забывайте распечатки в машине.

По разгрузке есть один момент, который необходимо знать. Если путешествие происходит зимой или весной, на открытых ярусах платформы GFOT перед тем, как завести двигатель машины для выгрузки, нужно открыть капот и убедиться, что подкапотное пространство не забило в пути снегом.

И еще один практически совет. Зимой и весной (до середины апреля) эти поезда пользуются огромной популярностью у лыжников и желающих посетить резиденцию Деда Мороза. Поэтому на это время билеты нужно брать сильно заранее.
Удачных путешествий!