20.05.2017

НА МАШИНЕ В НОРВЕГИЮ:
Москва — Хавойсунд — остров Ролвсойя

На эти острова — Ролвсойя (Rolvsoya) и Ингойя (Ingoya) на самом севере Норвегии я заглядывался давно. Интересовали они меня с точки зрения весенней рыбалки на скрея (атлантическую треску).  Поэтому, когда стало известно, что на Ролвсойе в местечке Туфьорд (Tufjoard) появилась рыболовная база (Tufjord Brygge), естественным желанием было туда попасть. Что мы с моим напарником по рыбалке Сергеем Мартыновым и сделали в последних числах апреля. И ни минуты не пожалели.

Работа с картами и моим любимым планировщиком ViaMiсhelin показала, что большая часть маршрута совпадает с обычным маршрутом на Нордкап и нам хорошо знакома (http://fishingroads.blogspot.ru/2014/08/blog-post_24.html). И только в местечке Олдерфьорд (Olderfjod) нужно будет свернуть на незнакомую дорогу и проехать по ней около 100 км до городка Хавойсунд (Havoysund), откуда паромом переправиться на остров Ролвсойя.

Общая длина маршрута «от дома» до парома составила почти 2700 км. Если ехать «по земле», то получался довольно напряженно: в первый день нужно было «тянуть» около 1700 км, чтобы на второй оставить 1000 км. причем из них километров 300 по горным серпантинам. Поэтому естественным решением было воспользоваться финским поездом, на который можно грузить и машину. 

Тем более, что по деньгам на поезде получалось даже выгоднее: билет машина+2 человека стоил 200 евро, а «по земле» бензин + отель получалось около 250 евро.   
Наиболее оптимальным  маршрутом туда нам показался такой: переезд Москва — Хельсинки (а точнее до терминала на станции Пасила), далее ночь на поезде от Хельсинки до Колари, и на следующий день 540 км от Колари до Хавойсунда (на карте синий пунктир — часть маршрута, которую мы проехали на поезде).

Выбор поезда отчасти был вынужденным. Дело в том, что для перевозки автомашин в Финляндии есть два вида платформ:
— платформа GFOT: на нижнем, крытом, ярусе позволяет погрузить 10 автомобилей высотой до 165 см, на верхнем (открытом) — две автомашины высотой до 205 см, две — до 230 см и одну — до 260 см.
— платформа HCC: оба яруса крытые, с освещением и вентиляцией. На верхний ярус помещается до 6 автомашин высотой до 184 см, на верхний — до 6 автомашин высотой до 204 см.

У нас высота автомашины с боксом на крыше была 212 см, таким образом нам подходил только вагон GFOT. А они есть только в двух поездах: Хельсинки-Оулу и Хельсинки-Колари. Поэтому поезда до Рованиеми нам не подходили.

Дальше было все привычно: трассы М11 и «Сандинавия» все хорошеют — от Москвы до Торфяновки мы без нарушения правил доехали за 9,5 часов. И аплодирую стоя создателям ЗСД в Питере.

В маршруте на остров Ролвсойя есть еще одна тонкость. Это паром Хавойсунд-Гуннарнес (паромный терминал и одноименный поселок на острове). Он не ходит по субботам вообще, а в воскресенье из Хавойсунда только одни раз в 16.30. 

Поезд прибывает в Колари в 10.30 утра, но нужно еще время на разгрузку машины (минут 30-40). Поэтому успеть в воскресенье на этот паром проблематично: даже с учетом разницы во времени (+1) с Норвегией, получается 6 часов на 550 км, а по ходу два участка горного серпантина в общей сложности километров 250 т и «тошнящие» граждане со снегоходами на прицепах, возвращающиеся после уикэнда домой. 
Поэтому мы заранее забронировали через booking.com отель Havoysund & Rorbuer в Хавойсунде с бесплатной отменой брони за 2 часа до заселения, а время заселения поставили 22 часа. Таким образом, если мы опаздывали на паром в воскресенье, то ночевали в Хавойсунде и утренним паромом (8 утра) в понедельник переправлялись в Гуннарнес. Если успевали на паром — у нас оставалось время аннулировать бронь

На паром мы не успели. Мы опоздали на 6 минут (!) на плече 550 км :). Хотя погода была приемлемая и даже по незнакомому мне серпантину (от Олдерфьорда) я смог проехать довольно быстро. 

ВИДЕО

Городок небольшой, состоящий практически из одной улицы. Но есть судоверфь и традиционно — рыбзаводы.
 

 

Паромчик совсем небольшой, на 5-6 машин. 

Весной это не проблема, хотя, говорят, и в это время по пятницам вечером бывает аншлаг. А вот если ехать летом, это надо этот момент учитывать — приезжать по-раньше, ставить машину на линию и можно идти гулять по-поселку. Погрузка происходит задним ходом. 

По маршруту паром сначала идет на остров Ингойя, потом на Ролвсойя. Это чуть больше часа. Но если пассажиров на Ингойю и на самой Ингойе нет, то паром срезает путь и идет прямо на Ролсвойя — это около получаса. Так что переправившись в понедельник утром, при желании, можно разместится на базе и часов 6-7 спокойно успеть половить . 

Остров Ролсвойя небольшой, соответственно и «населёнок» только две: соединенные между собой асфальтовой дорогой два поселка Гуннарнес (около которого и находится паромный терминал и в котором есть единственный на весь остров магазин) и Тьюфьорд (Tufjord), где находится несколько рыбзаводов, 

Между ними — единственная на острове пустынная асфальтовая дорога, спо которой разгуливают ничего не боящиеся огромные жирные дикие гуси

В обратном маршруте у нас тоже был задействован поезд из Оулу до Хельсинки. В принципе, если бы был ранний паром, можно было бы доехать до Оулу одним днем — от Хавойсунда это примерно 850 км. Но в субботу паромов вообще никаких нет, а задерживаться дольше нам было нельзя. Поэтому мы покинули Росвсойю на пароме в пятницу во второй половине дня, доехали до Альты и там заночевали. А в субботу, спокойно проехав 680 км до Оулу, погрузились на поезд и в 7 утра в воскресенье прибыли в Хельсинки, а поздно вечером были в Москве.

Интересных путешествий!