«ТРИ ДОРОГИ, ТРИ ПУТИ…»

На машине на крайний север Норвегии к Нордкапу

Зима на севере Норвегии — понятие в буквальном смысле растяжимое: она может начаться уже в конце сентября, а закончится в конце мая. Поэтому автотуристам, и особенно рыболовам-туристам любителям самой «сладкой» норвежской морской рыбалки весной — на скрея, нужно быть готовым к встрече с «суровой» зимней реальностью, особенно в горах. Несмотря на то, что уборка снега на дорогах в заполярной Норвегии отлажена десятилетиями, иногда на некоторое время природа оказывается сильнее.

На север Норвегии и к Нордкапу из России на автомашине есть три маршрута. Два из них — через Финляндию, третий — через Мурманск.
Наиболее часто пользуются маршрутами через Финляндию. Поэтому начнем с них.
Отправной точкой будем считать Санкт-Петербург.  Далее Выборг и через один из трех погранпереходов — Торфяновка, Брусничное или Светогорск в Финляндию. Я предпочитаю Брусничное — это наиболее короткий путь, но экономия небольшая — несколько десятком километров.

Если ехать весь путь «по земле» (ниже я поясню что это значит), то от границы путь лежит  на родину Деда Мороза — в Лапландию. Вариантов этой части маршрута нет, поэтому абсолютное большинство автопутешественников, направляющихся на север Норвегии, в Лапландии обычно делают остановку на ночлег в городах Оулу или Рованиеми.

Кроме маршрута «по земле» есть еще один, так сказать комбинированный и довольно удобный путь в этом направлении: путешественники едут до Хельсинки или Тампере и там садятся на ночной поезд (с машинами) и утром прибывают все в тот же Оулу, Рованиеми или в небольшой городок Колари (на 100 км «выше» Рованиеми).

Подробнее о путешествии на поезде с машиной можно почитать вот здесь 
НА ПУТИ В НОРВЕГИЮ: на поезде с машиной по Финляндии

А о том, как приобрести билеты — вот здесь: 
ПО ФИНЛЯНДИИ НА ПОЕЗДЕ С МАШИНОЙ. Покупаем билеты

Итак, мы в Лапландии, добрались до Оулу или  Рованиеми, переночевали в отеле или в поезде и стартуем дальше — в сторону границы Норвегии.

Есть два варианта маршрута. До Рованиеми (из Альты) дорога одна, а дальше маршруты разделяются и вновь объединяются в норвежском населенном пункте Олдерфьорд на берегу  Порсангер-фьорда и далее уже одна дорога — на город Ханнингсваг и Нордкап.

ПЕРВЫЙ МАРШРУТ

Генеральное направление — в сторону норвежского города Альта из любого из трех пунктов, куда приходит поезд:
—  из Оулу через Рованиеми,
— или непосредственно из Рованиеми, 
— или маленького городка Колари 

 На этом маршруте примерно за 150 км до Альты   начинается горный массив с перевалами и ущельями. Очень красивый летом, ранней весной, в снегопад, гололед и метель дорогу могут перекрыть для очистки и там можно застрять. Приходится мониторить прогноз погоды и надеяться на лучшее. 


Километров за 15 до границы на финской стороне в местечке Палоярви (GPS 68°34’15.5″N 23°20’07.2″E, адрес для навигатора 99440 Enontekiö, Finland
будут неплохое кафе с магазинчиком и маленькая АЗС (дизель бывает не всегда).

Там мы всегда заправляемся под пробку «дешевым» финским бензином. Там же можно узнать про погоду на перевалах и в ущельях по пути в Альту. Вроде бы там появилась и зарядка электромобилей.
Для владельцев дизелей, если нужна заправка — последняя АЗС на финской стороне в городке Энонтекио (адрес для навигатора Ounastie 60, 99400 Enontekiö, Finland): не доезжая примерно 40 км до границы будет поворот 90 градусов влево к границе, а прямо — этот городок.  Там же есть и отель. 

В ущелье много смотровых площадок, но они не обозначены. Можно останавливаться, чтобы полюбоваться рекой в ущелье и скалами. 

Если нет опыта вождения в горах, я советую следовать одному правилу: правое колесо должно всегда быть рядом с линией справа на дороге. Так гарантированно можно разъехаться даже с фурой, а если скорость не позволяет ехать по линии — значит, на данном участке ее надо сбросить.

Перед самой Альтой навигатор обычно ведет вправо, в объезд города. Весной, когда возможен снегопад и гололед, лучше ехать через город.

После Альты будет еще несколько километров серпантина и далее до самого Олдерфьорда практическая прямая дорога.  

ВТОРОЙ МАРШРУТ 

Этот путь подходит тем, кто целенаправлено едет в сторону Нордкапа. Он проходит через городок Ивало, далее к Олдерфьорду. В Олдерфьорде оба маршрута сливаются в один. 

 
Надо заметить, что если довериться навигатору, он почти наверняка он поведет из Лапландии на Нордкап тоже через Альту. Наверное потому, что это международная трасса. 
По расстоянию и по времени оба маршрута примерно одинаковы, но в варианте через Ивало на всем пути до Порсангер-фьорда горных массивов нет, а, следовательно, меньше риск застрять. 

Поэтому, чтобы заставить навигатор рассчитать маршрут через Ивалу, я в начале задаю конечной точкой маршрута точку на трассе  за Ивало (GPS N68°40’17.9″ E27°31’06.1″), а когда подъезжаю к городку, меняю конечную точку маршрута на Нордкап. Если нет возможности построить навигацию по координатам — через гугл нахожу и вбиваю подходящий адрес в той населенке, до которой надо доехать.

Конечно, дорога через Ивало тоже не прямая как стрела — есть и холмы, и небольшие горы, местами она довольно извилистая и зимой не разгонишься

Но главное — нет риска застрять надолго перед закрытым перевалом или ущельем из-за сильного снегопада или гололеда.

Оба маршрута через Финляндию примерно одинаковы по протяженности и времени: расстояние около 2400 км и расчетное время в пути около 29 часов (это если ехать весь маршрут на машине, без поезда).  

ТРЕТИЙ МАРШРУТ

Маршрут через Мурманск и Киркинес  тоже имеет право на жизнь, но он не столь популярен. После того, как построили трассу М11, быстрее и спокойнее «пролететь» по ней от Москвы до Санкт-Петербурга и над ним — по ЗСД (Западному скоростному диаметру), который плавно перейдет в реконструированную трассу «Скандинавия» и приведет к границе с Финляндией. На весь путь от Москвы до границы стало уходить 9-10 часов.

Если ехать через Мурманск, то после М11 с КАДа нужно свернуть на трассу Р21 «Кола» и далее 1450 км до Мурманска  и дальше до погранперехода Борисоглебский. Трасса не такая скоростная, как М11 и местами довольно загруженная. 
После пересечения границы наиболее оптимальным считается путь до Ивало и далее  маршрут совпадает с вторым маршрутов через Финляндию: Ивало — Олдерфьорд — Ханнисвог — Нордкап

По расстоянию этот путь на 250 км больше — около 2650 км, по расчетному времени — на 5 часов больше.

Таким образом, все три маршрута сходятся в один на берегу Порсангер-фьорда, а точнее — в глубине небольшого «дочернего» фьордика Олдерфьорден, в одноименном населенном пункте Олдерфьорд. Дальше к Нордкапу дорога одна: по самому краю Порсангер-фьорда к тоннелю на остров Магеройя, а там — к городку Ханнингсвог.

Альтернатив этому участку нет — к Нордкапу по-другому не попадешь. 

Дорогу чистят, но иногда не успевают. Ранней весной практически все время есть накат.

После очень снежных зим, а так же при сильных снегопадах весной бывает заносит тоннели или сходят снежные лавины — тогда дорогу закрывают, пока не расчистят. 

От Олдерфьорда до Ханнингсвога примерно 120-130 км. На этом отрезке нет ни одной АЗС, поэтому, если надо, вопрос с заправкой надо решить в  Олдерфьорде. По пути, примерно в 60 км не доезжая Ханингсвога, есть полуостров Репваг. Там находится рыбаловнаяя база «Русская рыбалка в Норвегии», владелец — москвич Павел Мягков. При базе есть небольшой отель и ресторанчик — можно переночевать и перекусить.  

Ханнингсвога — по северным норвежским меркам город и порт: туда в туристический сезон приходит до 300 круизных лайнеров, туристов с которых возят на автобусах на Нордкап. 

Из Ханнингсвога к Нордкаму идет дорога, от которой примерно по середине еще одна  уходит в рыбацкий поселок Йесваер  (Gjesvær).

Дороги идут через несколько перевалов, которые в снегопад бывает трудно проехать и они тоже могут быть закрыты на какое-то время «по-погоде».

Причем в самом начале дороги есть очень крутой и длинный (9 км) подъем-серпантин на основное горное плато, на котором в снегопад быстро появляется накат и без шипованной резины там просто нечего делать.

  • Кстати, в провинции Финмарк с октября по май включительно все машины должны иметь «при себе» цепи протовоскольжения. За отсутствие — штраф. Правда, говорият, что туристов это не касается.

Перевалы сильно продуваются, и даже если нет снегопада, ветром снег сдувает с гор и заносит не меньше, особенно весной

Поэтому в марте-апреле собственно на Нордкап можно попасть только в специальном конвое, который один-два раза в день организуют спасательные службы. К определенному времени перед поворотом на перевал к Нордкапу собираются желающие попасть на северный край Европы и колонна и в сопровождении мощных снегоочистителей двигается туда, а через 3 часа обратно.

 
Причем погода может поменяться настолько стремительно, что это правило действует и и во вроде бы ясный день.

Излишне говорить, что на зимней дороге, да еще в горах, нужно быть предельно осторожным.

Отдельно хочется сказать очень опасном эффекте весной, когда уже начинает припекать солнышко. Оно высушивает дорожное полотно, но растапливает снег на склонах. На дорогу с гор начинает стекать вода, но когда солнце смещается и на дорогу от скал начинает падать тень, вода на асфальте замерзает.  Получается половина дороги еще прогрета, сухая и имеет отличное сцепление, а другая половина — гололед. Когда машина наезжает одной стороной на этот лед, а другая прочно держится за асфальт, малейшее торможение может привезти к очень неприятным результатам. 

На дороге к Нордкапу (120 км в обе стороны) нет ни одной АЗС. Это следует иметь в виду.

Удачных путешествий!