НА АВТОМАШИНЕ В НОРВЕГИЮ:
Москва — остров Соройя

Осторов Соройя (Soroya) (по Википедии — Сёрёйя) — одно из известнейших мест у морских рыболовов в Норвегии. А так как туристы-рыболовы чаще всего в такие путешествия отправляются на автомашине (и выгоднее, и возможностей больше), маршрут уже обкатан. 

Остров Соройя находится на крайнем севере Норвегии, если по прямой по морю — то примерно в 200 км от самой северной точки Европы — мыса Нордкап.

С материком соединен паромной переправой: время в пути в один конец около полутора часов.


Из России на самый крайний север Норвегии есть три «обкатанных» маршрута: два — через Финляндию, третий — через Мурманск. Подробно о них можно прочитать вот здесь: «ТРИ ДОРОГИ, ТРИ ПУТИ…»
Но для поездки на Соройю из них подходит только один из них, и то частично. 

ДОРОГА «ТУДА»

Итак,  отправной точкой будем считать Москву. 
Конечная точка — паромный терминал в норвежском местечке Оксфьорд (Oksfjord).

По М11 «долетаем» до Санкт-Петербурга (трасса платная), далее на КАД  (Кольцевая АвтоДорога) налево, на внутреннюю сторону. Километров через 15 съезд направо на ЗСД (Западный Скоростной Диаметр) (тоже платный), любуемся Санкт-Петербургом и в конце выезжаем на трассу «Скандинавия».
Весь платный участок от Москвы до «Скандинавии» с транспондером обходится примерно в 1800 руб (в зависимости от времени суток на некоторый участках). 
По трассе «Скандинавия» доезжаем до Выборга и далее, в объезд города, на один из погранпереходов в Финляндию. Наиболее удобны Брусничное или Торфяновка.  

Если ехать весь путь «на своих колесах» (ниже я поясню что это значит), то от границы путь лежит  на родину Деда Мороза — в Лапландию. Эта часть маршрута одинакова для всех, кто направляется на север Норвегии на машине. Большинство автопутешественников обычно делают остановку на ночлег в городах Оулу, Рованиеми, Колари или где-то рядом.

Теперь что значит «на своих колесах».
Есть другой, в некотором роде комбинированный и довольно удобный путь в Лапландию этом направлении: путешественники едут до Хельсинки и там садятся на ночной поезд (машины грузятся на специальные платформы) и утром прибывают в уже названные города  Оулу, Рованиеми или Колари. То есть в этом варианте часть маршрута — около  500-600 км, путешественники едут на колесах, но не на своих….

Подробнее о путешествии на поезде с машиной можно почитать вот здесь 
НА ПУТИ В НОРВЕГИЮ: на поезде с машиной по Финляндии

А о том, как приобрести билеты — вот здесь: 
ПО ФИНЛЯНДИИ НА ПОЕЗДЕ С МАШИНОЙ. Покупаем билеты

Итак, мы в Лапландии, добрались до Оулу или  Рованиеми, переночевали в отеле или разгрузились из поезда и стартуем дальше — в сторону границы Норвегии и далее к норвежскому городу Альта. .

Километров за 15 до границы на финской стороне, в местечке Палоярви (GPS 68°34’15.5″N 23°20’07.2″E), адрес для навигатора: Ruijantie 2605, 99440 Enontekio, Finland), есть неплохое кафе с магазинчиком и маленькая АЗС.
Эту точку мы и забиваем в навигатор.
Эта АЗС — последняя перед норвежской границей (на этом маршруте), где можно заправиться «дешевым» финским бензином. Что мы и делаем — заливаемся под пробку. 

Здесь мы всегда заправляемся под пробку «дешевым» финским бензином. Вроде бы появилась и зарядка электромобилей.
У местных  можно узнать про погоду на перевалах и в ущельях по пути в Альту.

А вот дизель на этой АЗС бывал не всегда (хотя все меняется).  Для владельцев дизелей, если нужна заправка, это нужно сделать по-раньше. 
На маршруте, чуть не доезжая до городка Энонтекио, дорога круто поворачивает влево, к Палоярви и норвежской границе. 
А прямо дорога идет в Энонтекио. Там на въезде есть АЗС и в городке.  Там же есть, чуть подальше, есть и отель.

 После пересечения норвежско-финско границы дорога постепенно заходит в горный массив и есть довольно длинный участок серпантина в глубоком ущелье.  Оно очень красиво летом,  но ранней весной, в снегопад, гололед и метель дорогу могут перекрыть для очистки и там можно застрять. Приходится мониторить прогноз погоды и надеяться на лучшее. И вообще в это время надо быть очень осторожным на горных дорогах Норвегии, а шипованная  резина просто обязательна.

В ущелье много смотровых площадок в краю дороги, но они не обозначены знаками. Можно останавливаться, чтобы полюбоваться рекой в ущелье и скалами. 

Если нет опыта вождения в горах, я советую следовать одному правилу: правое колесо должно всегда быть почти на белой линии справа на дороге. Так гарантированно можно разъехаться даже с фурой, а если скорость не позволяет ехать по линии — значит, на данном участке ее надо сбросить.

Дорога упирается в окраину Альты и дальше нужно повернуть налево — в сторону Оксфьорда. 

Почти на всем протяжении этого участка дорога двухрядная с хорошим покрытием. Движение более чем спокойное. 
Незадолго до Оксфьорда дорога идет через перевал с серпантином, а  потом спускается вниз, к фьорду и последние километров десять перед Оксфьордом дорога сужается до 1 полосы с карманами для разъезда. 

Паромный терминал находится слева от дороги не доезжая Оксфьорда километр-полтора. Тут нужно не спешить — въезд на погрузочную площадку легко проскочить. 

Как всегда на паромных терминалах, на площадке ожидания размечены коридоры для машин по направлениям.

Машины стоят на открытой нижней палубе, поэтому окна закрывать не забываем.  На второй палубе салон: кресла, столы, есть кафе, туалеты. Оплата проезда на пароме после погрузки — ходит «кондуктор» с кожаной сумкой… В основном оплачивают картами или норвежскими кронами. Наличные евро не примут. Стоимость поездки в один конец легковая машина + 2 пассажира около 40 евро.

На паром входит примерно полтора десятка легковых машин. Иногда бывают фуры, грузовые машины, строительная техника и т.д. Как правило, все помещаются. Но изредка бывают дни (некоторые праздники, начало и конец каникул и т.п.), когда лучше занять очередь заранее и машину с погрузочной площадки уже не убирать.
Но если так случилось, что по каким-то причинам вы не попали на вечерний паром, можно проехать вперед, в сам Оксфьорд — там есть магазинчик и кафе, возможно уже появился и отель.

На погрузочной площадке терминала справа есть домик — это «зал ожидания»: там есть стол, стулья, он отапливается, есть туалет.
И не забудьте о разнице в времени: в Норвегии на час меньше, чем в Финляндии. 

ЛАЙФХАК:  некоторые туристы, особенно российские, предвкушая близкое окончание маршрута, удобно развалившись в креслах за столом в салоне парома,  позволяют себе эти полтора часа слегка по-отмечать это событие. Иногда даже водитель позволяет себе глоточек…
Как и в других европейских странах, законопослушные граждане не оставляют без внимания нарушение закона, и на причале эту группу может встретить полиция… 

ДОРОГА «ОБРАТНО»

Теперь отправная точка — паромный терминал в городке Хасвик.  
Конечная точка — Санкт-Петербург.

Первый паром из Хасвика в Оксфьорд отходит в 6 утра, следующий — в 9.30 (расписание каждый год меняется, поэтому это нужно проверять).  Помня о том, что иногда на паром собирается очередь из машин (на 6-часовой вряд ли, а вот на 9.30 может быть), рационально собрать машины с вечера и утром, часов в 8, поставить машины на площадку терминала.
Все остальное аналогично : погрузка, оплата на борту.

Если обратный путь запланирован полностью «на своих колесах», то обычно едут минимум до Оулу (это около 800 км), а иногда еще ближе к границе. В идеале — до Яваскюля (Jyvaskyla) или Куопио (Kuopio), там ночуют и далее — через Торфяновку или Брусничное — в Россию в сторону Выборга и Санкт-Петербурга.

Если же выбран комбинированный маршрут с поездом, то обратный путь планируют по такой же схеме: через Альту едут до Рованиеми, Колари или Оулу, а там садятся на поезд.

Но график движения в таком случае довольно жесткий: от Оксфьорда до Рованиеми или Колари около 650 км, с учетом горных дорог мы обычно исходим из средней скорости 75-80 км/час при хорошей, сухой погоде. Зимой и в дождь средняя 60-65 км/час. Но будем считать по хорошей сухой погоде. 
Таким образом, получается 8,5 часов пути. И плюс еще час — разница во времени между Норвегией и Финляндией не в нашу пользу. Итого на дорогу берем 9,5 часов. 
Поезд из Колари отправляется в 17.40. На погрузке надо быть в 16.40. Если выехать на 6-часовом пароме, разгрузка в Оксфьорде произойдет около 8 утра.  То есть на погрузку машин, с учетом того, что она длится 30 минут, можно успеть, но  впритык. Сам поезд отходит позже, тут время есть.   

Поезд из Рованиеми отправляется в 21 час, погрузка — в 20 часов. Если  выехать на 6-часовом пароме, то времени более чем достаточно.
И на пароме в 9.50 можно спокойно доехать: в Оксфьорде выгрузка произойдет ближе к полудню, 9,5 часов в дороге и в Рованиеми до посадки погрузки машины останется около часа. 

Ну и поезд из Оулу: отправляется около 23 часов, погрузка в 22. На этом маршруте мы считаем среднюю 85 км/час (треть дороги — скоростная трасса), то есть  10 часов + 1 час разницы = 11 часов в дороге. 
Поэтому с 6-часового парома на Оулу можно спокойно ехать и будет много время в запасе. А вот с парома в 9.50 уже сложнее: машина с него сойдет где-то ближе к полудню, то есть где-то часа не хватает. Но можно рискнуть: за счет скоростного участка дороги среднюю скорость можно сделать по-выше.

Итак, что получилось:
— из Колари рисковано: дорога есть дорога, ехать впритык опасно
— из Рованиеми без проблем, причем и с парома 6.00 и с парома 9.50.
— из Оулу тоже впритык  

Горючее в Норвегии очень дорогое. Поэтому на обратном пути самое оптимальное — дотянуть до той АЗС в Финляндии, , о которой я писал выше. Напомню:
Километров через 15 после норфежско-финской границы, на финской стороне, в местечке Палоярви (GPS 68°34’15.5″N 23°20’07.2″E), адрес для навигатора: Ruijantie 2605, 99440 Enontekio, Finland), есть неплохое кафе с магазинчиком и маленькая АЗС.
Здесь мы всегда заправляемся под пробку «дешевым» финским бензином — до российского бензина еще далеко. 
Для владельцев дизелей, если топлива на АЗС не окажется, заправка будет по-дальше — в городке Энонтекио. По маршруту — километров через 40 после Палоярви на Т-образном перекрестке в Финляндию — направо, а к АЗС — налево. 

Если от Оксфьорда до финской АЗС  «не дотягивается», то в Альте нужно подлить столько, чтобы хватило до границы + 50 км. АЗС на въезде в Альту. От нее до финской около 200 км.

 

Поезд прибывает на станцию Пасила (автотерминал рядом с центральным вокзалом) около 9 утра. Обычно к 22-23 часам удается быть дома, в Москве.
Удачных путешествий!